Перейти к основному содержанию

05:41 19.05.2024

Покаяние в понимании Оптинских старцев

01.11.2023 16:00:25

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/23/21-00

Отец Сергей: Доброго дня, дорогие слушатели! Я сегодня взял с собой две книжки. «Исповедь и откровения помыслов в духовном наследии Оптинских старцев» и «Молитва Иисусова в духовном наследии Оптинских старцев». Издания Оптиной пустыни. В 19 веке это была особенная обитель настоящего старчества с такими светильниками, как преподобный Амвросий, Лев, Варсонофий и другие. Все они по сей день вымаливают нашу Русь. Попробуем мы сегодня у них чему-то поучиться. Если собраться и читать молитву Оптинских старцев по утрам, то после нескольких дней мы можем заметить, что дни проходят иначе. Мы просим - получаем. В православной среде я встречал такое мнение, что просить ничего не надо – Господь и так знает всё Сам. Живем, а оно само как-то организуется. Это, правда, противоречит словам Спасителя «просите и дастся вам». Да, Господь знает, но Он хотел бы, чтобы мы озвучивали свои желания, мы грешники, Господу это ведомо, но Ему нужно, чтобы мы каялись, озвучивая это, а не самоуспокоением эти вопросы решали. Так что просить нужно. А так как мы плохо понимаем, что просить, то Господь сам дал нам молитву Отче наш. Мы просим, чтобы была Его воля, чтобы избавил нас от лукавого. Господь все знает, но ждет нашего душевного движения. Ели мы не будем просить «Господи, помилуй», то и не помилует. А просим мы постоянно. И сами, и в церковной молитве есть просительная ектенья. Христианской кончины и прочего и за всю братию и православных. Просим. И главное - получаем.

Я когда-то размышлял о молитве Оптинских старцев и подумал, что если жить так, как в ней сказано, то непременно спасешься. Мы хорошо знаем формулы преподобного Амвросия. «Жить – не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать и всем мое почтение». Формулы простые, но кто-то должен был их нам сказать. Если просим словами духоносных старцев, тогда «дай» приобретает другие измерения. Интересно, что в этой молитве слово «всё» встречается чаще всего. Ничего не остается, но всецело предаться воле Его, на всякий час, во всём. Это «всё» всеобъемлет. Полное доверие Богу! Но у нас этого дефицит, нам трудно расстаться с собственным «я», гордыней, тщеславием. А как же я? Не решаю ничего разве? Как же нет? Решаешь, но проси, и дастся. Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его и всё приложится вам.

В Ветхом Завете этим «всё» было бы долго жить, много верблюдов и животных иметь, умножать это всё по обетованию Господа за праведную жизнь на земле. Но в Новом Завете другие характеристики этого «всего». Главное мы просим обо всем полезном для нашего спасения. И скорби, и радости, время, которое у нас есть. Всё зависит от нашего произволения.

В одной из книг, которые я принес, в главе о покаянии звучит вопрос: чем восполняется недостаточность покаяния? Есть здесь подзаголовок – «Покаяние никогда не заканчивается». Преподобный Макарий Оптинский замечает: «В какой бы мере духовной мы не находились, имеем нужду во всегдашнем покаянии, присно исповедуясь Богу и духовному отцу … Нахожу нужным еще прибавить, что нам, по слову св. Исаака Сирина, всегда необходимо покаяние, в котором имеют нужду до самой смерти и грешные, и праведные, ибо совершенства на земле нет». Речь не об исповедании текущих грехов, а о стяжании покаянного чувства, которое должно быть с нами всегда. «Чтобы стяжать жизнь вечную», учил преп. Варсонофий Оптинский, «нужно воспитать в себе покаянное чувство, без которого все поклоны, посты, молитвы ничего не стоят. Господь требует от нас сокрушенного сердца. Искреннее покаяния спасет и без добрых дел».

Преподобный Амвросий, ссылаясь на преп. Марка Подвижника говорил, что покание не совершается, не оканчивается даже до гроба. Несмотря на равноангельскую жизнь, старец Амвросий всю жизнь прилежал покаянию, оно усвоилось ему и сделалось постоянным. Он говорил, что покаяние это значит оставить прежние дела и скорбеть о них. Оставить можно один раз, если у кого-то есть такая железная решимость, а скорбеть нужно продолжать всю жизнь. Обычно мы плачем о прошлых прегрешениях, когда осознали свою неправоту. Плача или имея яростное осуждение себя, мы получаем  перелом, после которого мы оставляем грехи в прошлом.

Интересно, что плач и яростное осуждение себя никак не препятствуют Евангельской радости. Это не проклятие себя, не посыпание головы пеплом, но вещь конструктивная. Это важно, потому что, если самоедством заняться и взять ревность не по разуму и совершать псевдо самоукорение, то приведет это к унынию, а оно есть страшнейший грех. Я не спасусь, всё – крышка. Ключевой момент в духовной жизни – возненавидеть грех. Сложнее всего в борьбе с грехами, назвать грех грехом. Так и сказать! Не оправдываться тем, что все так делают, это ничего. Взятка это взятка. Но если назовешь её своим именем, то будет перелом, и грех начнешь ненавидеть. Я здесь приобрету что-то неправедным способом, а потом надеюсь в Царствие Божие попасть? А если из-за этого не попаду? Знаете, мне часто приходится сталкиваться с защитниками табакокурения. Курильщику надо себя ругать с той же силой, с какой он себя отстаивает. Вспомнит греков, табачное довольствие во время революции – и ничего особенного. На исповеди даже люди признаются, что курят и ничего сделать не могут – разводят руками. Спросишь его, а это грех? Замнётся, не ответит прямо. Ну и где тогда ненависть ко греху? А где яростное осуждение себя? Где твои мозги – на пачке написано про убийственные последствия. И звучат оправдания вместо ненависти ко греху и борьбы. Это всех грехов касается. Ничего, что мы не расписаны, главное же, что любовь есть. Цитаты приведут, оправляют, выгородят. Но лучше бы мы поняли – это грех, важно, чтобы он не остался в прошлом. И одно дело, страсти, которые всегда будут – покаяние до смерти ведь, а другое дело, то, с чем мы можем бороться. Кто нас может заставить курить, смотреть сериалы? Но пока грехом это не назови, то нормальненько, будем объезжать это. А вот это: я не каюсь, на исповедь не хожу? Ну не ходи, но это ведь грех. Так назови это грехом. Что против заповеди Божией, то грех. Покайтесь – слова Господа! Кто будет за вас каяться? Само что ли это произойдёт? Наивно думать! Оптинские старцы замечательны тем, что не оставляют компромиссов совести.

Вопрос: Я не могу никак бросить. Молился! Просил. Но после каждого Причастия час проходит и снова…

Отец Сергей: Помолимся за Вас. Но могу сказать Вам из своей практики, что после первой исповеди бросило курить несколько тысяч человек. Это те, кто доложили мне об этом с радостью. Я тут ни при чём, конечно, но смотрите, сколько людей! А то выходит, что курю потому, что не ненавижу грех, не понимаю до конца, что это диавольское, не согласен со всемогуществом Божиим, что могу бросить. А если я не ненавижу, то технически бросить я не смогу. Есть среди заповедей апостолов такая – непрестанно молитесь. Пока человек курит, не может молиться. Если умножить эту Вашу пачку сигарет в день на 5 минут на каждый перекур, то Вы теряете час молитвы в день. Есть икона Неупиваемая чаша. Советую к ней съездить. Надо просить! Самому трудно, а с Богом легко. Вспомните о том, что через курильщика приходит вред окружающим, которые становятся пассивными курильщиками, приходит соблазн, если люди знают, что курящий человек допущен к Причастию. Но горе тому, через кого приходит соблазн! Раньше было как - приходят в монастырь, конечно, приносят покаяние за все грехи, а после всего раскаиваются в том, что пока были в миру состоятельными (это особенно таких касалось), сколько людей страдало от нищеты, пока ты был богач. Косвенная вина человека есть! Это конечно серьезный монашеский уровень, но нам полезно знать, что каждый из нас может послужить соблазном ближнему, который может разрешить себе делать то, что неприемлемо. Призываю всех, кто имеет такую пагубную страсть в себе, учесть все эти аргументы и подвизаться в борьбе против табакокурения.

Дурной пример заразителен, но и хороший пример имеет то же свойство. Апостолы пошли и заразили людей христианством. Оптинские старцы тоже оставили нам наследие, от которого мы становимся только лучше.

Самый главный способ не стать соблазном – ничего не говорить от себя. Всё, что я говорю, должно быть в русле священного Писания, святых отцов, апостолов – чтобы можно было всегда сослаться на надежный источник. Никакой отсебятины!

Вернемся снова к цитатам из книг. «Но большинство людей уже не вспоминают эти самые грехи и совсем мало таких, которые продолжают оплакивать свои проступки. В действительности же если мы перестаем сердечно сожалеть о своих грехах, то и покаяние прекращается». Полезно жить так, как говорил псалмопевец Давид: «грех мой предо мной есть выну». Многие воспевания милости Божией, но обязательное сокрушение о грехах. Грехи мне Господь простил, но таинство покаяния не фикция, и чтобы мне их Господь обратно не вменил, я не имею морального права осуждать ближних, которые замешаны в таких же грехах или в меньших или других любых. Я уже должен сам быть в геенне огненной, но мне Господь еще дает время на покаяние, исправление, изменение жизни, святость. И заодно и легко исполнить заповедь не судить. Морального права нет у несвятого судить. Кстати, святые настоящие почему-то не судят, ибо считают себя грешниками. Мы живем будто бессмертные. Смерть существует, это факт, мы вроде все это знаем. А меня это как касается? Я потом. В свое время. А пока буду жить. Завтра не буду покупать сигареты. А если сейчас умереть? Тела нет, а курить хочется? И что делать в Царствии небесном без сигарет. Нужна однозначность с самим собой. Я последний раз, я только одну – это всё уже было. А ты вспомни, чем кончилось твоё злодеяние в прошлый раз, когда ты решил немножечко что-то там делать. Не надо потакать себе, грех есть грех. И всегда называйте вещи своими именами! Тем, кто бросает грех, нужно быть внимательными и никогда не осуждать тех, кто не может с таким же грехом справиться. Господь иначе обратно вменит этот грех. Помните притчу, когда господин простил должнику большой долг. Тот в свою очередь не простил меньшего долга своему должнику. И господин приказал первого наказать – ему обратно вменилось всё, что простилось. Пока мы живем здесь – грех передо мной есть выну – оплакивать надо постоянно. Облегченное православие протестантского типа – Бог тебя любит, аллилуйя, спасешься автоматически, потому что веришь, и это уже не плохо. Те, кто в храм не ходит, не спасутся. И ты начинаешь составлять касту спасенных. Нет, друзья. Преп. Сысой Великий просил Господа дать ему немного времени, чтобы хотя бы начать дело покаяния, когда увидел ангела, который собирался забрать его душу в Царство Небесное.  Поэтому будем и мы подвизаться на поприще покаяния и стремиться соблюдать заповеди Божии! Храни всех Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+