26.10.2013 07:30:24
Сергей Львович Худиев
Разговоры о восстановлении памятника Дзержинскому - и, реакция, совершенно естественно, резко негативная, Владыки Илариона на эту идею вызвали новую волну разговоров о советском наследии.
Некоторые (как, например, Арина Холина в “снобе”), полагают, что СССР - это Империя Зла. “Люди вспоминают свое ужасное советское детство - унизительное, нищее, рабское, и делают вид, что им было хорошо. Они напевают бл***** советские песни, уже не задумываясь, что эти песни вуалировали”. Что же, я вспоминаю свое советское детство с благодарностью Богу и людям - я почитаю родителей (о чем есть прямая заповедь Божия) и благодарен всем тем людям, которые меня учили и лечили. Я вспоминаю своих школьных учителей с теплом и благодарностью, и считаю, что это правильно. Я безмерно благодарен тем воинам, которые сражались за нашу Родину в страшные годы войны, и глубоко чту их память. Считать “Империей Зла” детскую песенку “друг в беде не бросит”, фильм про гостью из будущего или мультсериал “Ну погоди!” - значит держаться не вполне понятных представлений о зле.
Некоторые, напротив, пытаются быть гораздо более советскими людьми, чем те советские люди, которых я застал, и не только восхвалять СССР, но и воскурять фимиам гению божественного Сталина - от чего в позднем СССР как-то воздерживались. Культ Победы Советского Народа в Великой Ответственной Войне был - и активно насаждался. А вот отца и гения при этом старательно игнорировали.
И с этими людьми согласиться еще труднее - потому что у них речь идет не о том, чтобы похвалять детские песенки или мою школьную учительницу математики, а злодеев, погубивших множество невинных людей и причинивших великие страдания. Да, антисоветчики любят распространять по сети всякие мифы и выдумки, а “советчики” любят их торжественно разоблачать - но и того, что отрицать совершенно невозможно, хватает для того, чтобы признать СССР антихристианской диктатурой, ранний СССР - чрезвычайно свирепой. Как говорил Владимир Ильич Ленин, “Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея [Бога]”.
Множество мучеников, прославленных Церковью, выступают свидетелями, в первую очередь, нашей общей веры в Воскресение Праведных, но мы знаем, кто их, собственно, замучил и убил. Это было сделано по приказу советских вождей, и либо по прямому повелению, либо с соизволения Ленина и Сталина.
Я застал только поздние, относительно гуманные времена, когда интерес к вере в Бога означал не лагерь, а всего лишь “запоротую характеристику”, но хорошо помню, что политика Партии и Правительства была направлена на подавление всякого богопочитания вообще и Православия в особенности. Методы несомненно смягчились по сравнению с временами отца и гения, но цель не менялась и прямо провозглашалась в каждой очередной программе КПСС.
Мы стоим перед необходимостью выработать какое-то отношение к этому периоду нашей истории - и начать его стоит с выработки отношения друг к другу, к нашим ближним и согражданам. В психологическое наследие советской идеологии входит политическая нетерпимость, привычка подчеркивать свою приверженность к “правильной” точке зрения, выражая ненависть к тем, кто думает “неправильно”. Причем антисоветчики проявляют эту черту еще ярче, чем “советчики” - недостаточно экстремальный антисоветизм, любые теплые воспоминания о мультфильмах или песенках сразу навлекают великий гнев. Для тоталитарных идеологий вообще характерно смешение морали и политики - человек, который неправ политически есть мерзавец и заслуживает ненависти.
И для начала стоит признать в тех, кто смотрит на это время иначе, людей и сограждан, которые, возможно, тяжко заблуждаются, но остаются людьми, созданными по образу Божию и искупленными драгоценной кровью нашего Спасителя.
А затем стоит тщательно и внимательно разграничивать добро и зло - не надо объявлять СССР “Империей Зла” вообще, а уточнять, что именно было злом. Крокодил Гена не расстреливал несчастных по темницам. Полет Гагарина не был преступлением против человечества.
Абсолютного зла вообще не существует, также, как не существует, например, абсолютной дырки в зубе - дырка может существовать только в зубе, и когда она разрушит его полностью, она исчезнет вместе с ним. Зло всегда носит паразитический характер, оно всегда живет за счет чего-то хорошего. Такое зло, как богоборческая диктатура, могла жить только за счет чего-то хорошего - используя людей, которые добросовестно трудились, героически воевали, совершали научные открытия и растили детей. Диктатура не делает и не может сделать все их деяния плохими и подлежащими проклятию.
Поэтому, например, памятник Гагарину уместен - и будет уместен всегда. И осудить идеологическую диктатуру не значит заявить, что наши отцы и деды были орками, проживавшими в Мордоре.
Но вот памятник Дзержинскому относится не к тому хорошему, на чем паразитировало зло - он относится к этому самому злу. СССР населяли разные люди, которые по-разному нам запомнятся - но вот именно железный Феликс был террорист и массовый убийца. Восстанавливать памятник ему - не значит ставить памятник тому хорошему, что было в СССР. Это значит ставить памятник самому плохому, что в нем было.
Беда в том, что люди не склонны проводить тщательных разделений, у них Дзержинский и Гагарин идут одним пакетом - чтобы их или вместе прославлять или вместе ненавидеть. Но такое соединение глубоко противоестественно. Гагарин не был убийцей. Дзержинский не был первым человеком в космосе. Это разные люди, заслуживающие разного отношения. И “советчики” и антисоветчики хотят валить всех в одну кучу - и злодеев, и мирных обывателей, и героев. Но элементарная справедливость требует их разделять. И если вы хотите поставить памятник кому-то из советской эпохи, найдите кого-то другого - воина, защищавшего отечество, врача, спасавшего жизни людей, или ученого, совершившего важные открытия.
Комментарии
26.10.2013 - 13:00 Не тоталитарная:
Не тоталитарная коммунистическая идеология, заимствованная у запада, вывела Гагарина в космос, а желание наших соотечественников, работавших на разных участках - на госпостах, на партпостах, в науке, на производстве- видеть свою Отчизну передовой, могучей и великой державой.
27.10.2013 - 08:27 Мнтересно когда к простому:
Мнтересно когда к простому человеку повернутся лицом. В се не без недостатков. Может просто о жизни поговорим.
27.10.2013 - 17:34 Какой простой и эффектный:
Какой простой и эффектный образ-дырка в зубе! И не поспоришь. (У кого была или есть со мною согласятся.) И всё сразу становится на свои места. У вас всегда в статьях такие яркие и простые образы присутствуют. Замечательно!
27.10.2013 - 19:00 Не могу понять посылку этой:
Не могу понять посылку этой статьи: то ли это лукавство, то ли это демагогия, то ли непонимание вопроса о Добре и Зле... Зло должно быть осуждено однозначно, а не с оговорками и увертками. Было ли что-то хорошее в советское время? Конечно, было. Но не благодаря системе, а вопреки ей. "Что-то хорошее" есть почти везде, даже в тюрьме. А что, в Третьем рейхе "хорошего" не было? Не было там порядочных людей, талантливых художников и мызыкантов, великих ученых, честных священнослужителей? Да помилуйте, сколько угодно. И что, из-за этого нельзя нацистский режим обвинить исчадьем зла? А какой-нибудь убийца-маньяк или террорист - он что, в минуты душевного расслабления не бывал славным и добрым человеком? Значит, тогда нельзя в целом признать его преступником? Худиев - талантливый автор, но в данном случае он плывет в русле нашей (не западной, а нашей), новомодной политкорректности: только бы не обидеть какого-нибудь "красного" старичка, только бы не прослыть "антисоветчиком". Ленин и Сталин, дескать, конечно, преступники - но все остальное не так вроде плохо. Не надо, мол, сгущать краски. Эта позиция - тот же либерализм, только вывернутый наизнанку.
27.10.2013 - 19:44 мало того, что Москва никак:
мало того, что Москва никак не может освободиться от навязанных ей имён революционеров и палачей (м.Войковская, Бульвар матроса Железняка, ул.(и не дай Бог метро ещё!) Дыбенко, МГТУ им. Баумана и т.д..), от мумии Ленина, так ещё некоторые недалёкие политики масла в огонь подливают. Просто стыдно за таких недоучек.
29.10.2013 - 07:11 Пользователей, имеющих:
Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что здесь не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности» и пренебрежительное отношение к нормам русского языка.
30.10.2013 - 05:00 Очень разумная статья.:
Очень разумная статья. Спасибо автору.
30.10.2013 - 16:38 Андрею Мальчукову: Может быть:
Андрею Мальчукову: Может быть Вы имели в виду "идею статьи", "посыл", в конце концов. "Посылку статьи" понять в принципе невозможно - это просто нонсенс.
31.10.2013 - 14:36 Андрей Мальчуков, — верно.:
Андрей Мальчуков, — верно. Нынешняя позиция — это толерантность, вывернутая наизнанку. Толерантность под прикрытием. "Мы стоим перед необходимостью выработать какое-то отношение к этому периоду нашей истории." Опять любимое "Мы". Кто — "мы"? Многие давно выработали эту позицию — и по отношению к "периоду", и по отношению к любимым вождям. Но из боязни солидаризироваться с проклятыми либералами — этой позиции ходу нет! Мол, — будет бунт, великий и ужасный. Изобретается псевдопатриотическая лжеисториософия, суть которой: зло — базируется где-то вовне, а носители зла непременно, это очень важно!, — антипатриотичны. Ну, — и наоборот: как только появляется хоть малый признак "симпатии к своему народу" — этим прощается всё: наш человек, его грехи православные, как-нибудь замнём. Из верной предпосылки, что христианин — так или иначе — патриот, их "логика" выводит, что патриот — всегда так или иначе — христианин. Но кроме проблемы с логикой, творцы этих идей не достигают даже ленинского понимания действительности: даже он знал, чем желтый черт отличается от черта синего — то есть ничем: только прикидом. (см. продолжение)
31.10.2013 - 14:38 (это продолжение) :
(это продолжение) Хочется сказать о сергианстве. Якобы есть обвинения, — и надо правильно всё видеть. Нет: правильно надо видеть нынешнее положение, и не строить лжепараллели. Жизнь наша продолжается не для того, чтобы как можно лучше всё изучить, провести аналогии, понять все тонкости, и в наконец всё сделать правильно. Нехристианская это историософия. Что было правильно тогда (а возможно сказать — грехом, но — по нашим, куда большим грехам), сейчас — будет фарсом, если будем жить "по подобию", — который если и существует, то только на глубине Апокалипсиса. Сейчас не мохнатый год — и можно говорить правду. Почему? Даже не потому, что пока разрешено. А потому, что поддержка — обеспечена. Также, кстати, как и Путину она была бы обеспечена, если-б люди видели не двуликого януса, а человека. Но он — функция. А настоящий спрос — будет с Церкви. А вот спросят у нас: на что вы потратили свою радиохаризму? На речи о стабильности? На выработку позиции и похвальбу о прошлом? На поиски врага где-то там, далеко; или создания врага среди себе подобных? На споры о том, какой язык лучше до Бога доходит? На измерения, кого вера в чудеса сильнее? Негодные, что-ль, рабы-то? Мы же, — скажут нам, — вроде, вас предупреждали? (см. продолжение)
31.10.2013 - 14:40 (это продолжение) :
(это продолжение) Недавно в передаче о патриархе Сергии Страгородском прозвучало: главный наш ересиарх — это наш разум (по свт. Феофану). Стоит ли доверять формирование мировоззрения на события нашей жизни, прошлой, и нонешней — людям с "разумом-ересиархом" в голове: людям, с одной стороны, нарушающим (именно по своему желанию, не по неведению) элементарный логический закон: если из А следует Б, то из Б не вытекает А; а с другой стороны (как не странно это прозвучит), настолько верящим в свой разум, что не в силах осознать: тёмные силы могут оседлать любую замечательную идею, и даже — замечательного человека, влюблённого в свои идеи и прямо недооценивающего гибкость, бестелесность и коварство этих тёмных сил? Причём — часто идея вовсе не становится от этого менее замечательной, а вот к носителю этой идеи, скорее всего, это не относится. Правда, — кому интересны эти нюансы? Пример: русский язык и обновленчество тех времен. Чем виноват русский язык? Тем, что небольшая группа нехороших людей имела его в виду. И теперь, через 100 лет "простые верующие" никак не очухаются. А вот чему нас действительно учит история: иногда святые молились о лишении их некоторых даров, внезапно падающих им на головы. Некоторые журналисты, вопрос: чем не пример для подражания?
31.10.2013 - 15:47 Ну — и окончание. Для чего:
Ну — и окончание. Для чего всё это? На Радонеже говорится правда, но говорится и что-то странное, выстроенное по какой-то, скажем, женской логике (один пример такой логики я привёл выше), — причем делается это чрезвычайно навязчиво. А плохо это тем, что сильно раздражает тех, кто чувствует ложь, моментально опознаёт логические выверты, и не терпит гипноза над собой. Плохо это тем, что это — вечный раздрай, потому, что искусственные конструкции в здравого человека никак не вкладываются, пусть даже этот человек носит нехорошее звание "интеллигент", — а они тоже бывают добросовестные и вполне пригодные, пожалейте их. Это внутреннее неприятие ничем не менее опасно для Церкви, чем раздутая опасность неприятия простыми верующими "нарушения традиций". А ещё это плохо тем, что христианам, которые воспринимают Православие не столько христоцентрично, сколько "патриотично" (во всех искажённых смыслах этого слова), и "используют" его, давайте не будем лукавить, для канализации своих "проблем" — даёт повод думать, что их вера — правая. И такая ихняя "дума" никак не облегчит им, и заодно нам всем, — совместный путь.
02.11.2013 - 19:23 Светлане. Спасибо за:
Светлане. Спасибо за замечание, но я имел в виду именно посылку. См. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой. М., 2006, с. 571.
Добавить комментарий