28.03.2013 08:42:05
Протоиерей Александр Шаргунов
Воскресение Христово — воистину основание всего. Среди многих явлений Воскресшего в течение сорока дней после Его Воскресения Церковь выделяет сегодня, в день Антипасхи — одно, вернее два, потому что апостола Фомы не было при первом явлении, и Христос снова явился всем ради него.
Говорят: Фома неверующий. Не спешите это повторять. Да, он не по верил одним словам своих друзей, в то время как жизнь Церкви — вера, основанная на слове апостольском. Однако ведь и Фома был одним из апостолов, и потому мы могли бы сказать, что он смел надеяться, как и другие апостолы, на встречу с Живым Христом после Его Крестной смерти. Более того, это было необходимостью для него, если он должен будет свидетельствовать потом как апостол.
Это явление Христа и открывает служение, которое Христос доверяет Своим апостолам. Он посылает их, как Сам Он был послан Отцом. Прежде Пятидесятницы Он дунул на них и дал им ключи спасения.
Апостол Павел, защищая свое апостольское достоинство, будет утверждать это достоинство на своей встрече с Воскресшим Христом на пути в Дамаск. Пусть он не был из числа тех, кто знали Христа по плоти, как он говорит. И апостол Фома не требует ничего большего, чем другие апостолы, — увидеть самому Воскресшего. То, что произошло с апостолом Фомой, напоминает нам, прежде всего, что если вера обретается в Церкви через тех, кому открыта Богом Истина, она, тем не менее, является личным актом каждого. Она есть личное узнавание того, что было дано всей Церкви, самым первым ученикам, всем, кто в течение более двадцати веков приходил ко Господу. И такая вера есть источник самой великой радости, самого великого блаженства для человека.
Во время явления апостолу Фоме Воскресший Христос открывает нам новую заповедь блаженства. Он открывает ее в то самое время, когда Он дает нам мир — Свой мир, всякий ум превосходящий. «Блаженны не видевшие, и уверовавшие», — говорит Господь. Мы понимаем, что речь здесь идет о нас. Это заповедь блаженства веры, в противоположность всем обманчивым иллюзиям легковерия, восторженной экзальтированности, рассыпающейся на глазах. Христос предупреждает: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы Пророка». Знамение Ионы — это три дня, которые Иона провел во гробе, имеющем вид великой рыбы. Это знамение — следы крестных страданий на руках, ногах и прободенном ребре Спасителя.
Подлинный вопрос веры не в том, воскрес ли Христос, потому что вера знает, как отвечать на него. Вся Церковь, все мы, приходящие к ней, слышим, как она на возглас священника едиными устами и единым сердцем отвечает: Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Но подлинный вопрос веры глубже. Понимаем ли мы по-настоящему, помним ли мы всегда, исповедуя радостно нашу веру в Воскресение, что это Тот же Самый Христос, Тот, Кто прошел через страшные страсти, Кто умер на Кресте, и теперь является мне как Воскресший, как Господь Славы, Господь моей жизни и Царь мира.
«Воистину воскресе!», — отвечает апостол Фома вместе с другими. Христос всегда будет нести на Себе раны этого высшего дара Себя, который Он приносит нам. И в вечности Его Прославленное Тело, Тело Распятого, бесчисленные знамения, которые Христос сотворил во время Своей земной жизни, по Слову Евангелия, являют Славу Его, то есть, грядущее Воскресение. И когда апостол Павел говорит: «Если мы и знали Христа по плоти, то теперь не знаем Его», мы понимаем, что, несомненно, знание в Духе Святом Христа Воскресшего совсем иного порядка, чем человеческое знание Иисуса Христа, которое могли иметь о Нем Его современники. Благо в этом для нас, потому что мы можем быть не менее блаженными, чем те, кто сподобились личного общения с Господом во время Его земной жизни. Однако слова апостола ни в коем случае не означают возможность малейшего разрыва между земной жизнью Христа и Его пребыванием в Славе Отца Небесного после Воскресения. Это было бы покушением на реальность Воплощения, на все наше спасение.
Весь Христос пребывает ныне в Славе Божией, вся Его человеческая жизнь, все Его радости и скорби, Его дружба и гнев, Его труды и отдохновения, Его встречи, все Его слова, Его Крестные Страдания и Его смерть — все, абсолютно все имеет для нас значение, присутствует в Вечности. И потому и наш земной путь может стать осмысленным, причастным Божественному. Аминь.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.
Добавить комментарий