Перейти к основному содержанию

06:06 18.04.2024

Будущее России - возрождение души каждого русского человека. Беседа вторая.

12.03.2018 09:00:02

Беседа с генерал-лейтенантом Николаем Сергеевичем Леоновым, доктором исторических наук, руководителем Аналитического управления КГБ СССР об основополагающих принципах возрождения России, об итогах прошедшего столетнего юбилея и о самосознании русского человека. Ведущий - Николай Бульчук.

Н.Б.- Вообще обидно, что Россия -   изгой во всех смыслах. А что касается спорта – то поделом нас обвинили, во многом поделом в употреблении этого допинга, во вранье международном – публичное вранье. Это же очень стыдно!

Н.Л. – Когда Вы говорите об этих вещах, то есть такая одна из заповедей Христа: «Не давай никаких ложных заявлений в суды. Не обличай других, не кляузничай, не ври». Это же обыкновенные, простые наставления Спасителя нам, грешным. Но ведь мы же не стали прислушиваться к этому, мы же врем на каждом шагу! Врем на всех уровнях.

Вообще, в России развелась порода людей, которых мы вообще раньше не знали – т.наз. пресс- атташе. Вот безответственные люди! Один свистун в Думе сидит, другой – в администрации президента. Третий – в Следственном комитете. И уже я не слышу вождей, я не слышу руководителей. Какие-то дамы, какие-то мальчики…Вещают, высказывают свои личные мнения – а зачем мне нужны эти личные мнения? Мне хочется слышать мнение моего правительства, моей власти. А не пресс- атташе, которых великое множество.

 Где их только сейчас  нет! Завтра их пошлют в одно место – они туда и пойдут. И вы никогда не узнаете об их судьбе. Но это для того, чтобы можно было врать и на кого-то свалить потом. Ложь, конечно - это ужасная штука.

Будучи человеком, обязанным поставлять информацию советскому руководству, в чем я себя считаю везучим, что руководя почти 15 лет  Информационно – аналитическим управлением разведки, а некоторое время Информационно-аналитическим управлением всего КГБ, я руководствовался одним правилом, которое внушил мне Андропов, человек с разной оценкой в разных кругах. Но профессионально он мне сказал вещь, которая на всю жизнь запомнилась. Он сказал:  «Мы решили Вас назначить начальником этого управления. Но хочу Вас предупредить, чтобы Вы никогда не поддакивали мне. Потому что вы мне тогда не нужны. Ваша задача – профессионально  точно и независимо  рассказывать о том, что происходит в мире и вокруг нас, на основании имеющейся настоящей информации. Вы, разведка,  обязаны мне докладывать то, что реально есть, а не то, что мне хочется слышать».

И мы докладывали ему вещи, крайне неприятные для руководителя: Например, связанные с крушением социализма в Польше, созданием «Солидарности» Леха Валенсы. Это было трудно докладывать, он с трудом воспринимал такую информацию. Но мы говорили: «Это так. Если не хотите у нас чего-то подобного – то Вы сядьте и обдумайте, что за причины приводят к появлению таких ростков недовольства. И устраняйте их.  Если Вы сделаете  это– то предотвратите великие геополитические катастрофы. А если нет – то сидите и ждите, когда взорвется вулкан».

Н.Б. - Юрий Владимирович пытался?

Н.Л. – Пытался. Мы эти попытки чувствовали, но очень слабо. Я, например, хорошо помню такую ситуацию, когда один из руководителей КГБ Узбекистана написал ему доклад. Ну. конечно,  суперсекретный, о том, что творилось при Рашидове. Это было во времена Рашидова! И вот когда он получил этот жуткий доклад о том, что там творится – а что творилось там, стало потом всем известно. Так он взял этого руководителя КГБ Узбекистана, отозвал его оттуда и отправил в какую-то европейскую социалистическую страну.  «А иначе, как только просочится информация – ты можешь стать обыкновенной жертвой людей, которые будут затронуты в этих документах». Спас ему жизнь. А то, что произошло потом – из этого возникло.

Он, например, такие вещи говорил: «Та форма национализма, которую мы унаследовали от царской империи – мы ее преодолели, декларируя общее равенство и т.д. Но национализм вырос в Советском Союзе в иных формах. С которыми мы пока справиться не можем». И поэтому он не предпринимал таких резких движений, которые начал предпринимать Горбачев, начав с Казахстана, где убрал руководство Кунаева. И сразу получает антироссийское восстание, и антикоммунистическое по существу. А потом они посыпались везде, эти восстания.

Национализм – это штука такая опасная! И когда она уже разрослась и дала метастазы – это уже многолетняя ошибка Коммунистической партии – то Андропов понимал, что трогать национализм   вот так, грубыми руками нельзя. Надо ждать и вырабатывать совершенно иную программу, долгосрочную, как бороться с этим злом.

На этих днях происходит что-то ужасное в Дагестане. Непонятно, как после 30 лет рыночной экономики, демократии вдруг все правительство Дагестана оказалось под подозрением, что они коррумпировано. Это рашидовщина, но в другой форме и в другое время. Производятся аресты и обыски в домах премьер-министра, вице - премьера. Это говорит о том, насколько живучи такие моменты хищнического характера, как живуча эта саранча  в республиках, далеких от центра, от Москвы.

Руководители всегда должны держать руку на пульсе страны и своевременно принимать необходимые решения.

Н.Б. – Николай Сергеевич, мы беседуем практически за месяц до выборов. По-разному можно к этому относиться. Люди надеются на выборы, надеются, что их голос будет что-то значить. Либеральные СМИ говорят, что выборы не объясняются нашим участием или неучастием. Что все уже давно решено и запрограммировано. На Ваш взгляд, есть ли у нас какая-то альтернатива сегодня? Или нет?

Н.Л. –Мне кажется, что сейчас в данный момент никакой альтернативы никакой нет. Но это понятно для меня, потому что Россия едва не оказалась в состоянии осажденной крепости. Так бывало. Вот, Куба, Китай какое-то время в подобных ситуациях оказывались. Индия находилась  под санкциями одно  время, когда обзаводилась атомным оружием. А в такие моменты коней на переправе не меняют, как говорится. И конечно, в состоянии осажденной крепости какие-то радикальные  перестановки и перемены могут не укрепить, а скорее ослабить государство. Поэтому ситуация практически предопределена.

Ну, будем дальше говорить. Все кандидаты, которые сейчас зарегистрированы – конечно, ни в какое сравнение не идут ни по своему опыту, ни по своим заслугам. Это еще ладно бы. Но у них еще и нет вразумительных программ.

Я пережил много избирательных кампаний: на Западе, на Востоке, в Центральной  Европе – везде. За долгую жизнь, да еще в разведке я их пережил десятки, сотни, тысячи. Но надо сказать, что наша избирательная кампания не  похожа на те, которые я видел на Западе. У нас нет никаких уличных митингов, демонстраций, даже настенной пропаганды. Там бывает заклеено решительно все портретами, выдержками из речей. Но я слушаю еще и по телевидению представителей различных социальных групп , сил. Они тоже что-то такое мямлят: «Надо повысить, улучшить, укрепить, углубить….». Но я наслушался таких слов еще на пленумах ЦК сколько угодно. Это такие фразы – голыши, от которых ни тепло, ни холодно. И поэтому выбрать кандидата из числа этих мямлящих людей я не решаюсь: а что у него за этим – то кроется? Вот, вразумительно сказать, чего они хотят, кроме этого факта власти, они никто не могут.

Н.Б. – Скорее всего, они и не могут…

Н.Л. – Да. Не могут. Когда ничего нет в голове – то и на языке ничего не будет. Это естественно. Поэтому вопрос о смене власти практически решен. Это не внушает мне ужаса или неприятия, потому что – повторяю – в такой ситуации нам надо держаться посолиднее и  покрепче. Но думать-то надо! О том, «камо грядеши». Кстати, у Владимира Владимировича я тоже не вижу программы как таковой. Потому, что когда его спросили, какая будет программа – он ответил: «Ну, вот это будет образование, здравоохранение, инфраструктура….». Но это слишком расплывчато: а куда пойдет Россия? Что мы из себя будем представлять в конце этого 6-летнего срока? Какова будет наша физиономия как государства? Каков будет наш экономический базис?

Мы вот говорим тридцать лет, что слезем с сырьевой иглы – мы не слезаем с нее ни капельки. Я каждый день только вижу: цена на нефть, цена на газ, курс доллара – все. И дальше  - погода за окном. Больше ничего нет.

Н.Б. – Но если нефть подорожает – все подешевеет. А сейчас все наоборот.

Н.Л. – Конечно! Если у вас единственный источник пополнения бюджета – нефть и газ, то рассчитывать на многое не приходится. Никаких крупных планов изменения самой социально – экономической модели, которая существует в России последние 30 лет – таких планов я не вижу. И это меня больше всего тревожит. Потому что те проценты роста, или -  квазироста, о  которых говорит Росстат  или представители правительства 1,1 – 1,2%% - для меня это абсолютно пустые цифры.  Потому что любой экономист, даже начинающий, может вам сказать, что о реальном росте экономики можно говорить только  если есть 5% годового роста  ВВП. Пока этого нет – все остальное – это бла- бла- бла. Это чистая погрешность статистики или игровая политика цен, но вовсе не реальный рост экономики.

Н.Б. – Каждый из нас это видит по ценникам в магазинах, по своему уровню жизни. На самом деле ситуация очень серьезная. И многие опасаются, в том числе наши авторы, что это может привести к внезапному выбросу лавы еще и здесь. Вулкан – вулканом, дремлет еще и эта вот проблема, когда  народ может спонтанно выразить недоверие власти. А будучи возглавляема каким-нибудь молодым выскочкой – политиком, которых сегодня очень много – в ней может произойти  социальный взрыв. Возможно ли это, как Вы думаете?

Н.Л. – Мне часто западные корреспонденты  задают вопрос: возможен ли социальный взрыв в России? Или возможны какие-то другие толчки, которые могут привести к изменению ситуации?

- Лично я думаю, что снизу, с низов такого движения не будет. Слишком наш народ нищ, слишком он озабочен тем, чтобы существовать физически, сводить концы с концами. Вы посмотрите, какие электрички идут в Москву! Как перегружены все шоссейные дороги, ведущие в столицу! Потому что нигде нет работы. Это же ужасно! Как это сказывается на положении в семьях, на здоровье людей? Поэтому, конечно, люди боятся в этих условиях потерять работу, поэтому конвульсии  социального порядка – они людей просто пугают.

Н.Б. – Но людей могут использовать нечистоплотные политические элементы…

Н.Л. – Это может произойти, только если уровень нашей жизни понизится еще на 25 – 30 %, и мы просто не сможем сводить концы с концами. Вот тогда может создаться питательная среда для авантюристов, которые, конечно, появятся. Конечно, бросят лозунги: «Давай – давай!», «Шуруй – шуруй!». А что мы получим потом – неизвестно.

Н.Б. – Николай Сергеевич, особенностью нашего общества является некая прозрачность, чего не было раньше.

Наличие интернета, социальных сетей, мобильной связи и прочего – прочего, чего не было еще 10, даже 5 лет назад.  Вот эта прозрачность – она, на ваш взгляд улучшит положение в России, во всем мире? Ведь сегодня мы видим коррупционные процессы, их невозможно скрыть. И самое главное – улучшит ли это состояние человеческих душ? Потому что мы видим, что сегодня молодежь отчасти стала честнее. Их трудно обмануть, труднее заморочить им мозги. Они привыкли докапываться  до истины.

Н.Л. – Соцсети – это удивительная структура, которая создана современной информационной технологией. Она в принципе полезна – и для верхов, и для низов. Для низов она позволяет выпустить пар – что хочешь – то и пиши. Раньше писали на заборах: «Ваня –  ….», и так далее. Такая форма была в Китае– помните, стенгазеты  - дадзыбао?

Социальная сеть играет такую же роль. Другое дело – масштабы. Но она полезна и для власти. Потому что власть через соцсети имеет возможность прощупывать температуру тела социального этого общества.  То, что там говорится, что там пишется – оно пишется не только для того, чтобы забор украсить какими-то словами. Люди выражают там восхищение либо негодование чем-то. Не надо под дверями подслушивать каким-то шпионам, перлюстрацией корреспонденции заниматься, Читай соцсети – и ты почувствуешь, каково дыхание страны. А соответственно принять решение по снятию каких- то острых болевых моментов.

Конечно, с точки зрения авторов этих соцсетей, хочется высказать пожелания не доходить до крайностей. Некоторые вещи читаешь – и думаешь: какие же вы неграмотные, какие злющие!  Вы давайте конкретные предложения.

Давайте устроим из соцсетей некое подобие общенародного собрания. И парламента. Вносите предложения.

Н.Б. – Гайд-парк?

Н.Л. – Да, Гайд-парк. Раньше это были митинги. На которых представители разных направлений в нашей стране высказывали свои точки зрения. Это было  нормально  в государствах, где существует многопартийность.

У нас тоже существует многопартийность. Но как я могу смотреть на Зюганова, который является просто говорящей египетской мумией? Ну, закопал он коммунистическую идею, ну, войдет он в историю как могильщик этого самого дела. Жириновский? Совершенно потрясающая личность. Это же актер! Абсолютно безответственный политик по характеру своих предложений.

Н.Б. – Но он иногда говорит дельные вещи.

Н.Л. – Это человек, который даже партию свою, ЛДПР, приватизировал! Назначил своего сына, изменив, правда, ему фамилию на Лебедев, и назначил его руководителем фракции в Государственной думе. Чтобы по наследству партию передать сыну – это совершенно чудовищно! И зачем он правительству нужен – не знаю.

Ну, а такие люди, как Миронов – «Справедливая Россия» - он вообще аннигилировался.

Поэтому наши нынешние политические партии в той форме, в которой они существуют – они являются  пародиями  на реальную политическую жизнь современного демократического государства.  Не знаю, как сможет нынешний кандидат коммунистов Грудинин как-то оживить, по существу, мнение социально страдающей части  населения. Все-таки это левое крыло. Оно должно иметь свой голос. Посмотрим, что из этого получится. Если они получат какое-то значительное количество голосов  - это будет правильно.   Пусть  правительство прислушивается к мнению этой  части нашего политического сектора.

От Жириновского ждать нечего. Когда я сам был депутатом Госдумы  - у нас часто бывали  перепалки. Я ему сказал как-то: «Владимир Вольфович, Вы очень специфический политик. Кукарекаете Вы для народа, а яйца кладете в корзину правительства. Каждый когда Вы голосуете – Вы всегда поддерживаете правительство». Кричит, что только он за русских, он за православных. Но поскольку у нас очень сильное влияние административного ресурса – надо часть его направить на оживление, нормализацию  работы политических партий. А то это просто огородные чучела какие-то.  

Н.Б. – Дело в том, что один из наших авторов, очень уважаемый, выразился, что в России не должно быть никаких политических партий, а только одна: «За Россию!»

И тогда у нас не было бы никаких партий. И мы иначе строили бы свою экономику.

 - То, о чем Вы говорите – такой вариант существует  в одной стране, известной мне. Это Куба. Вот у нее, поскольку она всегда вела борьбу за свою независимость, сначала от Испании, потом от США, то «апостол родины», как его называют,  глава освободительного движенияХосе Марти выдвинул тезис: «На Кубе может быть только одна партия. Любая другая будет роялем, на котором противники Кубы будут разыгрывать свою собственную музыку». Если бы сложилась у нас такая партия – название, вроде, хорошее; Единая Россия, прекрасное название, разве нет?

Н.Б. – А «Справедливая Россия» чем плохо?

Н.Л. – Нет, «Единая Россия» лучше. Потому, что оно и справедливость включает. Конечно мы такую партию поддерживали бы, безусловно. Но важно, чтобы она не вихлялась. Чтобы она не делала такие вещи, которые можно трактовать и так, и эдак. А уж чтобы все было подчинено интересам государства. Кстати, эта норма: «Для государства, для Отечества»  является врожденным инструментом для каждого дипломата, каждого разведчика – а я работал в этих структурах.  Потому что там защита интересов Родины превыше всего.  Никаких  других интересов нет. И когда в наших песнях пелось:

«Забота наша такая,

Забота наша простая:

Была бы страна родная –

И нету других забот» -

Это было точно про нас. Никакие личные интересы, клановые, тем более – связь с какими-то крупными олигархами – нас не беспокоили.

Н.Б. -  И ведь это прекрасно, Николай Сергеевич. А то вот от Невзорова слышим: « Патриотизм? Нет уж, пусть сначала Родина пусть обо мне позаботится, а тогда - я о ней!» Все чудовищно перевернуто с ног на голову.

Н.Л. – Ну, конечно, патриотизм – естественная обязанность гражданина. Если ты не патриот – уезжай, пожалуйста, что с тобой сделаешь? Если ты не патриот - значит, ты против этой страны. Мы не можем этого сделать и никогда не сделаем.  Поэтому забота именно о том, чтобы поддерживать единство народа, воспитывать людей в духе здорового патриотизма. Мы были патриотами, всосав это чувство с молоком матери. Для нас Родина была все. Когда Луспекаев в «Белом солнце пустыни»  говорит: «За державу обидно!» - надо, чтобы за державу было обидно каждому человеку – от президента до последней уборщицы где-нибудь в офисе. Вот это самое главное.

Н.Б. – И это придет наверняка. Мы беседуем в Седьмицу о блудном сыне. Люди церковные понимают, о чем идет речь. Вот, Россия во многом приняла образ такого сына на себя, мы питаемся свиными рожками, мы ушли в страну далече, по многим направлениям. Неужели мы не вернемся к Отцу?

Я думаю, что произойдет это возвращение – возвращение к Богу, прежде всего. Формально оно совершилось в период Второго Крещения Руси, как о нем говорили в 90-е гг. Но, видимо, не для всех и не до конца. Когда это произойдет – тогда и здесь, на земле все будет нормально в России – и в России вечной, которая нас ждет как Вечная Пасха.

(Окончание следует)

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+