Перейти к основному содержанию

20:53 14.05.2024

Тайна святости Иоанна Предтечи

06.07.2023 11:48:35

Иоанн Креститель — самый чтимый святой после Богородицы. В честь его установлено семь праздников (больше, чем какому-либо святому): зачатие, рождество, усекновение главы, Собор Иоанна Крестителя, первое и второе обретение главы, третье обретение главы, и праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Об историчности Иоанна Предтечи не спорил никто никогда. Он упоминается во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Большинство исследователей считают эти свидетельства аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.

Интересно, что наименование «предтеча» в Новом Завете применяется к Иисусу Христу, но не к Иоанну Крестителю. «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:20) – пишет апостол Павел. Иоанн же впервые назван «Предтечей» во втором веке у гностика Гераклеона. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них вошло в церковный обиход.

О жизни Иоанна до появления с проповедью из пустыни ничего не известно. Предполагают, что он мог воспитываться в общине ессеев. Так назывались представители иудейской секты аскетического толка.

Согласно Евангелию, в начале проповеди Христа еврейский народ почитал Иоанна гораздо выше, чем Иисуса. У Иоанна было больше привлекающих народ аспектов: он родился от неплодной матери, был сыном священника, всю свою жизнь проводил в пустыне, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (под акридами традиционно понимают вид саранчи, но есть и другое мнение, что это слово может означать плоды рожкового дерева). Иисус же происходил из незнатной семьи, Его чудесное рождение не было известно никому, Он воспитывался в обычном доме и носил обычную одежду. Потому образ Иоанна поначалу был гораздо более внушительным по сравнению с образом Господа.

Первые ученики Христа были какое-то время учениками Иоанна Крестителя, а уже потом перешли к Иисусу. Об этом мы читаем в Евангелии: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Эти первые ученики Христа были Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.

Пророческое служение Иоанна погранично: он стоит на грани Ветхого и Нового заветов. В богослужебных текстах Предтеча назван «пророков печатью» – по образу печати, закрывающей уже наполненный сосуд.

Иоанн крестил «крещением покаяния». Что это значит? Крещение Иоанна не было благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию христианского крещения водой и Святым Духом.

Иоанн был настолько почитаем в Византии, что византийских императоров ставили на царство рукой Иоанна Крестителя. Об этом писал русский паломник Добрыня Ядрейкович, который побывал в Константинополе в 1200 году.

***

Об Иоанне Предтече Христос высказывался как о самом великом из всех рождённых женами. Да, из святых мы чтим больше всех людей Пресвятую Богородицу. Она имеет особый статус, как Мать Господа. На Литургии мы Её поминаем «изрядно», то есть особо. Её случай «из ряда вон выходящий», мы Её исключаем из ряда всех остальных святых. Она самая великая, потому что родила Бога.

Но после Богородицы Иоанн Предтеча действительно самый великий святой. И вот парадокс. Этот самый великий святой не творил чудес! Его святость не определялась чудесами (да и вообще святость чудесами совсем не измеряется, стоит заметить). То есть каких-то внешних обнаружений святости Иоанна не было. Кроме того, что он, несомненно, имел великий дар проповеди.

Можно сказать, что Иоанн Предтеча носит в себе некоторую тайну святости. Мы до конца не знаем, о чём он плакал перед Богом, о чём молился, о чём спрашивал, что Бог ему отвечал. И, наверное, так можно сказать про любого святого. Мы видим что-то внешнее. Но внешнее – это верхняя часть айсберга, а того, что под водой, тайну святости человека, мы до конца не знаем.

Иоанна Предтеча как бы зовет нас заразиться вот этим стремлением к личному богообщению, стремлением к тому, чтобы познать эту тайну святости, чтобы в самом себе носить нечто, о чём знает только Бог и ты. Чтобы сердце знало Бога, а Бог знал тебя.

***

Евангелие довольно мало сообщает нам об Иоанне и мало дает нам его слов. Их нужно собирать по крупицам.

Например, вот он говорит: «Сотворите достойные плоды покаяния». Казалось бы, что тут сказано, пара слов. Но какая глубина! Покаяние должно иметь плоды. Нет плодов, нет и покаяния. А плоды - духовные. Какие? "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22-23). А значит, покаяние – дело все жизни. За минуту такие плоды не приносятся, всё постепенно.

Или вот приходит к нему народ, спрашивает, что нам делать, а он дает простые и очень практичные советы: «У кого две одежды, дай неимущему, у кого есть пища, делай то же». Сколько тут смысла! Во-первых, он не говорит: "у кого пять одежд", а - "две одежды". Дескать, имей две, и хватит. Живи скромно. Конечно, это реалии теплого Востока, где весь год можно в двух переменах одежд проходить. Но, тем не менее, это призыв к скромной жизни.

Или приходили мытари креститься, эти налоговики, сомнительная такая профессия. Сотрудничали с язычниками, за что их ненавидели. И Креститель им не говорил: "оставьте свою профессию, вы плохо делаете". Он отдавал это на совесть мытарям, поменять профессию или нет. А им говорил простые вещи: «Ничего не требуйте более определённого вам» – и всё. Т.е. вы, главное, не занимайтесь шкуродёрством, а насчёт того, что делать в жизни, сами подумайте и примите решение. Когда созреете.

Это - настоящее духовничество, обращение к совести и выбору человека. А не все эти наши нынешние игры в "послушников" и "старцев". Вот давай, отец Спиридон, ты у меня будешь старцем, а я у тебя типа послушником. Правда, у меня жена и дети, и живу я в спальном районе Москвы, а не в монастыре - но ничего, это неважно.

Или римские воины приходили, язычники. И он им не говорил: «Оставьте ваше язычество, бросьте оружие, воевать нельзя». Он советовал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием». Какие-то минимальные нравственные требования, которые могут быть поводом для человека задуматься о более тонком. Но начинать надо с малого.

Надо вчитываться во всё, что говорил Предтеча, наизусть учить, потому что это великая духовная мудрость. Иоанн в тени Христа, безусловно, находится в Евангелии. Но он - очень важная фигура.

***

Особенно Иоанна любят монахи. Он считается первым монахом, покровителем монашества. И, конечно, покровителем всех кающихся (есть покаянный Иоанну Предтече – замечательный!).

Святой Иоанн помогает всем людям, которые хотят по-настоящему покаяться. Потому что он - проповедник покаяния.

Может быть, это самое главное для нас.

Нужно полюбить Иоанна Предтечу, чтить его, читать его слова, каяться по его заповеди - чтобы он стал нашим другом. Чтобы он сказал Господу: «Это мой друг. Он любил меня и пытался следовать моим словам».

Дай Бог, чтобы все святые были такими нашими друзьями. Особенно святой Иоанн, память которого мы ныне празднуем. Высший из всех, рожденных женами.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+